Лазерный глоссарий ILDA

Содержит глоссарий терминов International Laser Display Association, связанных с лазерным отображением.

Уведомление об авторском праве

Данная статья/ее части являются собственностью Pangolin Laser Systems, Inc.

Данная статья предназначена только для клиентов Pangolin и пользователей программного обеспечения "LaserShow Designer for Windows". Информация из данной статьи не может распространяться полностью или частично без письменного разрешения Pangolin Laser Systems, Inc.
© 1998, Pangolin Laser Systems, Inc Все права защищены.
771 С. Kirkman Road, Suite 113
Орландо, Флорида 32811 
(407) 299-2088, факс 299-6066 
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перевод: Вадим Хилов 2012г. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ЗАО "ЛазерВариоРакурс" официальный мастер дилер Pangolin Laser Systems, Inc. в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Официальные термины ILDA

Преимущества стандартизации

Пересмотры

Авторское право

ЛАЗЕРЫ И ОПТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

Лазер с воздушным охлаждением ( Air-cooled laser )

Аргоновый лазер ( Argon laser )

Холодильник ( chiller )

Дихроичные фильтры и зеркала ( Dichroic filters and mirrors )

Дифракционная решетка ( Diffraction grating )

Лазерный диод ( Diode laser )

Волоконно-оптический кабель ( Fiber optic cable )

Передне - поверхностное зеркало ( Front-surface mirror )

Головка ( Head )

Теплообменник ( Heat exchanger )

Гелий-неоновый лазер ( He-Ne лазер ) ( Helium-neon laser )

Криптоновый лазер ( Krypton laser )

Лазер ( Laser )

Зеркало ( Mirror )

Лазер на газовой смеси ( Mixed gas laser )

Электропитание ( Power supply )

Насос ( Recirculator )

Твердотельный лазер ( Solid-state laser )

Лазер, охлаждаемый водой ( Водоохлаждаемый лазер ) ( Water-cooled laser )

Луч белого света ( White-light beam )

Лазер белого света ( White-light laser )

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛАЗЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ПОДСИСТЕМЫ ПРОЕКТОРА

Оптическая плита ( Optics plate )

Гальванометр ( Galvo, galvanometer)

Сканер ( Scanner )

Усилитель сканера ( Scanner amplifier )

Сканерная головка ( Scanner head )

Проекторная головка ( Projector head )

Система гашения ( Blanking system )

Лазерный проектор ( Laser projector )

Лазерная система ( Laser system )

Оптический стол ( Beam table )

Лучевой проектор ( Beam projector )

AOM (акусто-оптический модулятор) ( AOM (acousto-optic modulator) )

Привод ( Actuator )

Бочкообразное искажение ( Barrel distortion )

Расщепитель луча ( Beam splitter )

Гашение ( Бланкинг ) ( Blanking )

Палитра цветов ( Color box )

Прерывание ( Chopping )

Гальванометр ( Galvo, galvanometer )

Искажение типа "трапеция" ( Keystoning )

Маска ( Mask )

Крепление зеркала ( Mirror mount )

PCAOM (многоцветной акусто-оптический модулятор)

Подушкообразное искажение ( Pincushioning )

RGB лазерный проектор ( RGB laser projector )

Сканер ( Scanner )

Усилитель сканера ( Scanner amplifier )

Сканер гашения и цвета ( Scanner blanking & color )

Сдвиг ( фрагмента изображения ) ( Shear )

Шторка ( Shutter )

Бросок ( Throw )

X-Y крепление ( X-Y mount )

ЛАЗЕРНЫЕ ШОУ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Абстракция ( Abstract )

Эффекты луча ( Beam effects )

Последовательность лучей ( Beam sequence )

Модуляция цвета ( Color modulation, color mod )

Конус ( Cone )

Веер ( Fan )

Графика ( Graphics )

Голограмма ( Hologram )

Лазерщик ( Laserist )

Лазерное световое шоу ( Laser light show )

Специальные лазерные эффекты ( Laser special effects )

Лазериум ( Laserium ® )

Люмиа (просвещенность) ( Lumia )

Модуль (лазерного шоу) ( Module (laser show) )

Трехмерные (3D) лазерные эффекты ( Three-dimensional (3D) laser effects )

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА ДЛЯ ЛАЗЕРНЫХ ШОУ

Точки привязки ( Anchor points )

Анимация ( Animation )

Мультипликация ( Artware )

Забланкованные точки ( Blanked points )

Ячейка ( Cel or cell )

Координаты ( Coordinates )

Глубина восприятия ( Depth cueing )

Стирание ( Erase )

Фрейм ( Frame )

Ключевые фреймы ( Key frames )

Модуль (компьютерная графика) ( Module (computer graphics) )

Точка ( Point )

Номер точки ( Point number )

Предкомпьютерная анимация ( Precomputed animation )

Растровая графика ( Raster graphics )

Анимация в реальном масштабе времени ( Realtime animation )

Обратный ход ( Retrace )

Сцена ( Scene )

Шоупликация (Шоу-программы) ( Showware )

Трехмерная (3D) лазерная графика ( Three-dimensional (3D) laser graphics )

Промежуточные фреймы ( Tweens )

Векторная графика ( Vector graphics )

Скоростные точки ( Velocity points )

Вырисовывание ( Write out )

X ось ( X axis )

Y ось ( Y axis )

Z ось ( Z axis )

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Светимость ( Brightness )

Когерентность ( Coherence )

Цвет ( Color )

Расходимость ( Divergence )

Мерцание ( изображения ) ( Flicker )

Линия ( Line )

Яркость ( Luminance )

Милливатт ( Milliwatt )

Спекл ( пятнышко ) ( Speckle )

Ватт ( Watt )

Длина волны ( Wavelength )

БЕЗОПАСНОСТЬ

БМЛУ ( Канада ) ( BMRD )

ЦПРЗ ( США ) ( CDRH )

Излучение ( Radiation )

Разрешение ( на отклонение от инструкций ) ( Variance )

ИАЛО ( ILDA )

Лазерные системы Панголин ( Pangolin Laser Systems )

Lasershow Designer для Windows ( Lasershow Designer for Windows )

 

 

Введение

Лазерный глоссарий ILDA предназначен для двух груп пользователей. Первая - клиенты членов ILDA , которые могут быть плохо знакомы с технологией лазерного отображения. Список содержит описание общих терминов, которые используются в коммерческой литературе, при подготовке шоу и договорных соглашений.

Вторая группа - сами члены ILDA. Глоссарий стандартизирует концепции, которые прежде имели различные названия (напр.: "ячейка" и "фрейм") и наборы терминов для новых изделий (напр.: "PCAOM").

К оглавлению >>>

 

Официальные термины ILDA

Глоссарий содержит официальные термины, которые будут использованы в публикациях ILDA. Поскольку члены создают или модифицируют свои публикации, они должны включать эти термины. Примеры включают:

  • Коммерческую литературу
  • Контракты
  • Руководства пользователя
  • Маркировки оборудования
  • ILDA статьи и извещения
  • Официальные сообщения для печати

Ivan Dryer, двухразовый президент ILDA и первый получатель ILDA премии за достигнутые успехи, пишет: " Глоссарий - первоначальное руководство для профессионалов по лазерному отображению, которые будут знать и использовать эти определения, точно соответствующие их изделиям ".

К оглавлению >>>

 

Преимущества стандартизации

Терминологические стандарты упрощают общения друг с другом различных компаний, делая более эффективными рабочие отношения.

Люди,не связанные с промышленностью, работающие с членами ILDA, также получают пользу от стандартов. Они могут лучше обсуждать свои требования с различными ILDA компаниями, так как каждый говорит на одном и том же языке.

К оглавлению >>>

 

Пересмотры

Мы приветствуем комментарии, предложения и добавления, чтобы помочь улучшить глоссарий. Пожалуйста, звоните, посылайте по факсу или пишите в Комитет по стандартизации терминологии на попечении ILDA.

К оглавлению >>>

 

Авторское право

Информация в cправочном файле Windows - лазерный глоссарий International Laser Display Association. Его компилировал Комитет по стандартизации терминологии ILDA, председатель Патрик Мерфи (Patrick Murphy), Pangolin Laser Systems.

На определения распространяется авторское право 1993 International Laser Display Association и используются с разрешением.

На версию справочного файла Windows распространяется авторское право 1995 Pangolin Laser Systems . Все права защищены.

К оглавлению >>>

 

ЛАЗЕРЫ И ОПТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

Первое требование лазерного шоу, конечно, лазер. Эта секция определяет различные типы лазеров, а также оптических устройств, используемых с ними.

Лазер с воздушным охлаждением ( Air-cooled laser )

Эти лазеры используют вентиляторы, чтобы выдуть воздух от лазерной трубы и с блока питания. Лазеры с воздушным охлаждением имеют преимущество в том, что не нуждаются в водяном охлаждении, хотя их недостаток - шум вентилятора. Обычно, только лазеры малой и средней мощности имеют воздушное охлаждение.

Очень маленькие лазеры, типа гелий-неоновых, не нуждаются в охлаждении. Хотя технически они " охлаждаемые воздухом " через конвекцию; термин "лазер с воздушным охлаждением" обычно применяется только к лазерам с принудительным охлаждением.

К оглавлению >>>

 

Аргоновый лазер( Argon laser )

Лазер, заполненный газом аргоном. Он излучает зеленый и синий свет. Самые сильные линии 514 нм (зеленые) и 488 нм (синие).

Аргоновые лазеры бывают от маленьких моделей с воздушным охлаждением 15 мВт 110 В до больших систем 50 вт 440 В с водяным охлаждением. Аргоновые лазеры - наиболее общий тип лазеров для световых шоу, так как они обеспечивают пригодную для использования яркость за разумную стоимость.

К оглавлению >>>

 

Холодильник( chiller )

Модуль охлаждения, иногда используемый с лазерами с водяным охлаждением. Он включает компрессор и, таким образом, может давать большее охлаждение, чем теплообменник.

См. Также: Рециркулятор

К оглавлению >>>

 

Дихроичные фильтры и зеркала( Dichroic filters and mirrors)

Стеклянная пластинка, покрытая оптически тонкой пленкой, которая пропускает некоторые цвета (длины волн) и отражает остающиеся цвета (длины волн).

Дихроичные фильтры используются, чтобы смешивать или исключать определенные цвета, как это необходимо в лазерном проекторе. Дихроичные зеркала используются, чтобы максимизировать количество отраженного света для специфической длины волны (или нескольких длин волн) лазера.

Дихроические фильтры и зеркала должны обрабатываться с осторожностью, чтобы предотвратить повреждение покрытия.

См. Также: Палитра цветов

К оглавлению >>>

 

Дифракционная решетка (Diffraction grating)

Материал, обычно гибкая пластмасса, содержащая микроскопические линии, которые разбивают свет, проходящий через неё. Они используются с лазерами, чтобы создать специальный пучок лучей или графические эффекты.

Лазерное изображение, проходящее через дифракционную решетку, производит множественные копии первоначального изображения. Наиболее распространненные дифракционные решетки производят изображение сетки. Другие типы дифракционных решеток производят линейные, круговые, или абстрактные изображения.

Большинство решеток используется в лазерном проекторе, но некоторые световые шоу с поп-музыкой используют недорогие стёкла с сеткой дифракционных решеток.

К оглавлению >>>

 

Лазерный диод ( Diode laser )

Полупроводник, подобный светодиоду (светоизлучающему диоду), но который излучает когерентный свет. Лазерные диоды маленькие и эффективны, из-за этого они используются в проигрывателях компакт-дисков и лазерных указках.

В настоящее время лазерные диоды слишком тусклы или дороги для использования в большинстве световых шоу. Это состояние, вероятно, изменится через несколько лет.

См. Также: Твердотельный лазер

К оглавлению >>>

 

Волоконно-оптический кабель( Fiber optic cable )

Гибкие стеклянные или пластмассовые волокна, сделанные в виде кабеля, используются для того, чтобы передавать свет от одного места к другому. Имеются два основных типа.

Стекловолокна передачи несут луч с небольшой потерей насколько это возможно. Они используются, чтобы передать свет лазера на дистанционно расположенные устройства проектирования.

Стекловолокна отображения не имеют никакой кабельной оплетки, так что имеем некоторые световые разбросы от сторон многожильных волокон. Сами многожильные волокна станут специальным эффектом, типа освещенного лазером "кнута" или пылающей "веревки", обернутой вокруг объектов.

К оглавлению >>>

 

Передне - поверхностное зеркало ( Front-surface mirror )

Часть стекла с широкополосным отражающим оптическим покрытием.

В обычном зеркале отражающее покрытие тыловой поверхности защищено краско-подобным веществом; отражение происходит через стекло. В передне - поверхностном зеркале свет не проходит через стекло, чтобы достигнуть покрытия.

Зеркала, используемые в лазерной работе, почти всегда передне - поверхностные, поскольку они могут отражать до 99.8 % падающего света, и они не имеют никаких вторичных отражений. Передне - поверхностные зеркала требуют большей осторожности в обработке, чтобы предотвратить повреждение покрытия.

См. Также: Зеркало

К оглавлению >>>

 

Головка ( Head )

1) Лазерная труба, включенная в корпус: лазерная головка (в противоположность лазерному электропитанию).

2) Набор X-Y сканеров, которые могут воспроизводить лазерную графику. Проектор может иметь множество глав. Например, проектор из четырех глав может производить четыре различных набора графики одновременно.

К оглавлению >>>

 

Теплообменник ( Heat exchanger )

Модуль охлаждения, иногда используемый с лазерами с водяным охлаждением. Горячая вода от лазера охлаждается путем передачи теплоты по схеме " вода к воде " или "вода к воздуху ". Отсутствует активное охлаждение, такое как в холодильнике.

См. Также: Насос

К оглавлению >>>

 

Гелий-неоновый лазер ( He-Ne лазер ) ( Helium-neon laser )

Лазер, заполненный смесью газов гелия и неона. Больше всего излучает красно - оранжевый свет, имеющий длину волны 633 нм.

He-Ne лазеры маломощны (в диапазоне от 0.5 до 50 мВт). Наиболее распространенное выполнение на 110 В, со встроенными источниками питания, и не нуждающееся ни в каком специальном охлаждении.

Некоторые He-Ne лазеры разработаны для того, чтобы излучать оранжевый (612 нм), желтый (594 нм) и зеленый (543 нм) свет. Они меньшей мощности, чем красные He-Ne лазеры того же самого размера трубы и мощности.

Гелий-неоновые лазеры - наиболее общий тип газового лазера. Из-за их относительно малой мощности, в лазерном отображении они используются только для световых показов в малом масштабе и в качестве студийных мониторов.

К оглавлению >>>

 

Криптоновый лазер ( Krypton laser )

Лазер, заполненный прежде всего газом криптоном. Он излучает красный свет; желтый, зеленый и синий цвета также возможны - со специально приспособленной оптикой. Криптоновый лазер имеет очень сильную красную линию в 647 нм.

Криптоновый лазер подобен аргоновому лазеру (тот же самый проект трубы может использоваться для обоих). Однако, криптоновый лазер излучает меньше световой мощности, чем эквивалентный аргоновый. Криптоновые лазеры используются прежде всего тогда, когда необходим мощный красный свет.

К оглавлению >>>

 

Лазер ( Laser )

Устройство, излучающее когерентный луч света. Луч остается параллельным на больших расстояниях и содержит один или более чрезвычайно чистых цветов.

Лазеры для световых шоу - обычно газонаполненные трубы, использующие высокие напряжения и ток, чтобы заставить газ гореть. Зеркала на концах трубы усиливают процесс, называемый "стимулируемая эмиссия". Большинство стимулируемой эмиссии находится между двумя зеркалами; приблизительно 1 % выходит из одного из зеркал, чтобы создать луч, который мы видим.

Используемый газ определяет цвет луча. Газовые лазеры остаются подавляющим выбором для приложений отображений. Используются четыре основных типа - смесь неона и гелия, аргона, криптона и "смешанный газ" - смесь аргона и криптона. Название "Лазер" было получено как сокращение от "Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation" ( " усиление света вынужденным испусканием радиации" ).

См. Также: Головка
Электропитание
Гелий-неоновый лазер
Аргоновый лазер
Криптоновый лазер
Лазер на газовой смеси
Лазерный диод
Твердотельный лазер

К оглавлению >>>

 

Зеркало ( Mirror )

1) Большие зеркала используются, чтобы отразить луч, приходящий от проектора, формируя скульптуру луча или матрицу в воздухе. Обычно зеркала окружены черным металлом, чтобы свет, который не попадал на зеркало, был безопасно рассеян.

2) Маленькие зеркала, установленные на приводах, могут быть активизированы, чтобы отразить луч на аудиторию или на большие зеркала, чтобы формировать скульптуру луча или матрицу.

3) Маленькие зеркала на точных креплениях используются в пределах проекторов как зеркала для регулировки, чтобы отразить луч с одного места на другое внутри проектора.

4) Крошечные зеркала используются на валах лазерных сканеров, которые перемещают луч с высокими скоростями, чтобы формировать графику.

Все зеркала, описанные выше, обычно передне - поверхностные зеркала.

К оглавлению >>>

 

Лазер на газовой смеси ( Mixed gas laser )

Много газовых лазеров содержат смеси различных газов, типа гелия и неона. В промышленности лазерных шоу, однако, " смешанный газ " обычно относится к аргоно-криптоновой смеси, который дает возможность получать луч белого света, содержащий красные, зеленые и синие линии.

Желтые линии дополнительно доступны для приложений с использованием проекторов с четырьмя головками, т.е. с отдельными головками для красных, желтых, зеленых и синих линий.

К оглавлению >>>

 

Электропитание ( Power supply )

Устройство с заданной мощностью, преобразовывающее стандартное переменное напряжение в напряжения, необходимые для возбуждения лазерной трубы. Оно может также включать другие функции типа контроля светового выхода лазера или рисующего потока. Электропитание обычно близко согласовано к специфическому типу лазерной трубы.

Источники питания для мощных лазеров (0.5 Вт и выше) часто требуют 220 В или 380В (3 фазы) и охлаждения проточной водой. Блок электропитания - одна из двух основных частей лазера; другая - лазерная головка.

Электропитание также известно как "возбудитель".

К оглавлению >>>

 

Насос ( рециркулятор )( Recirculator )

Циркуляционный насос используется для циркуляции воды, которая находится или в холодильнике, или в теплообменнике. Термин "рециркулятор" иногда ошибочно используется, чтобы означать любое из этих двух отдельных устройств.

К оглавлению >>>

 

Твердотельный лазер ( Solid-state laser )

Лазер, в котором среда генерирования лазерного излучения - твердый материал типа рубинового стержня. Он может быть оптически накачан лампами вспышки или диодами.

В настоящее время, твердотельные лазеры слишком дороги для использования в световых шоу. Это положение может измениться в следующие несколько лет. Наиболее перспективные твердотельные лазеры используют материал с названием Nd:YAG, излучающий до 50 ватт зеленого света в 532 нм.

К оглавлению >>>

 

Лазер, охлаждаемый водой ( Водоохлаждаемый лазер )( Water-cooled laser )

Лазер, использующий воду для охлаждения лазерной трубы. Часто и блок электропитания лазера также охлаждаемый водой.

Газовый лазер (используемый в большинстве лазерных приложений отображения) относительно неэффективен. Например, аргоновый лазер, излучающий 10 Вт света, требует около 10,000 Вт электричества. В таком лазере вода используется, чтобы забрать 9,990 Вт избыточной энергии в виде теплоты.

Расход воды около двух галлонов (9 литров) в минуту является типичным. На многих рабочих площадках вода может просто течь через лазер. На других площадках используется холодильник или теплообменник, чтобы переработать нагретую воду.

Требования поставки воды - всегда важная задача для производителей лазерного шоу. Даже краткое прерывание может вызывать проблемы. В лучшем случае датчики потока отключат лазер, когда поставка неадекватна. В худшем случае, дорогая лазерная труба может быть перегрета и безнадежно повреждена.

К оглавлению >>>

 

Луч белого света ( White-light beam )

В общем лазерный луч, который содержит множество различных длин волны (цвета), кажется белым. Если этот луч пропустить через призму или дифракционную решетку, то могут быть выделены отдельные лазерные лучи определенной длины волны.

Более определенно, "идеальный" луч белого света содержит равную смесь красного, зеленого и синего света. Он может быть получен от отдельного лазера белого света или от двух или трех лазеров, чьи лучи были объединены в один луч. Белые световые лучи прежде всего используются в RGB лазерных проекторах.

См. определение лазера белого света для получения дополнительной информации о том, что означает " равная смесь " света.

К оглавлению >>>

 

Лазер белого света ( White-light laser )

Много лазеров могут излучать несколько длин волн (цветов) одновременно. Лазер белого света разработан, чтобы дать хорошее равновесие красных, зеленых и синих длин волны.

Обычно лазер предназначен для RGB лазерного проектора. (В некоторые модели преднамеренно добавляют еще желтый свет для специализированных 4-цветных проекторов.) Наиболее часто лазер белого света использует аргон-криптоновую газовую смесь.

Несколько трудно получить баланс желательных цветов и сохранять этот баланс в течение срока службы лазерной трубы. В настоящее время нет никаких стандартов, которые определяли бы точные длины волн и определенные соотношения цветов для лазера, который можно было бы назвать "лазер белого света".

Кроме того, цветное равновесие может быть определено или как равные количества на фотометре, или как визуально равные количества. Так как глаз намного чувствительнее к зеленому, визуально равный или " визуально сбалансированный " лазер имеет грубо в пять раз больше мощности в красном и синем, нежели в зеленом. Наиболее часто лазеры белого света на сегодня являются визуально не сбалансированные.

См. Также:
Лазер на газовой смеси
Луч белого света

К оглавлению >>>

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЛАЗЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Лазерный проектор использует луч лазера и производит проектируемую графику, лучи, люмиа или другие визуальные эффекты.

Эта секция охватывает общие термины, используемые лазерными проекторами и их частями. Раздел "Подсистемы проектора" обсуждает более детально, как различные части проектора относятся друг к другу.

ПОДСИСТЕМЫ ПРОЕКТОРА

Следующие термины предложены для подсистем в пределах проектора. Эти определения - прежде всего для использования в пределах контекста полного проектора, помогут отличать одну систему от другой.

Эти термины были тщательно определены. Это потому, что некоторые различия могут стать чрезвычайно важными при определении оборудования, которое будет использоваться в лазерном шоу, или при составлении контрактов на инсталляцию.

Оптическая плита ( Optics plate )

Металлическая пластина  с просверлеными, часто в виде сетки, отверстиями и с нарезанной внутренней резьбой. Оптическая плита - обычно основа, на которой смонтирован проектор.

К оглавлению >>>

Гальванометр ( Galvo, galvanometer)

Относится непосредственно к основному гальванометру, без крепления зеркала или самого зеркала.

К оглавлению >>>

Сканер ( Scanner )

Гальванометр с приложенным зеркалом. Часто имеем три части: гальванометр, крепление зеркала  и само зеркало. См. сканер для получения дополнительной информации для общего использования.

К оглавлению >>>

Усилитель сканера ( Scanner amplifier )

Обычно относится только к плате усилителя сканера. Не включает электропитания или блока (корпуса), если это не определено заранее (в коммерческой литературе, и т.д.).

К оглавлению >>>

Сканерная головка ( Scanner head )

Пара сканеров ( с зеркалами ) в X-Y - креплении. Не включает усилителей сканеров, хотя те могут быть установлены близко к сканерной головке. Обычно не включает систему гашения.

К оглавлению >>>

Проекторная головка ( Projector head )

Сканерная головка  плюс любые специальные оптические эффекты типа переключателей луча и люмиа  в законченном блоке. Обычно используется, когда лазерный луч подается через волоконно-оптический кабель нескольким проекторным головкам, размещаемых на сцене. Не включает усилителей сканеров, хотя те могут быть установлены внутри проекторной головки. Не обязательно включает устройство гашения или систему.

К оглавлению >>>

Система гашения ( Blanking system )

Не может быть принято, чтобы система гашения была в сканерной или проекторной головке. Система гашения обычно устанавливается отдельно от сканерной головки (сканеры плюс крепление). Она может также быть отделена от проекторной головки, когда луч подается по стекловолокну - часто луч гасится прежде, чем начинается стекловолокно. Поэтому, система гашения должна быть обсуждена как отдельная подсистема; например, при определении числа и местоположения головок.

К оглавлению >>>

Лазерный проектор ( Laser projector )

Лазер, сканерная головка, система гашения, специальные оптические эффекты и усилители сканеров - все в отдельном блоке. Объединение лазера, системы гашения и связанной со сканерами электроники делает лазерный проектор более объемлющий, чем проекторная головка.

К оглавлению >>>

Лазерная система ( Laser system )

Лазерный проектор плюс источник сигнала типа модуля воспроизведения ленты, компьютер или пульт оператора.

К оглавлению >>>

Оптический стол ( Beam table )

Оптическая плита плюс специальные оптические эффекты, обычно приводы, позиционирующие луч, но также  может включать люмиа и другие эффекты. Не включает лазер.

К оглавлению >>>

Лучевой проектор ( Beam projector )

Оптический стол плюс лазер. Обычно не подразумевает возможность вывода графики.

К оглавлению >>>

AOM (акусто-оптическиймодулятор) ( AOM (acousto-optic modulator) )

Устройство, используемое для потускнения и гашения лазерного луча. Оно может также использоваться для управления цветом.

В AOM-е  лазерный луч проходит через акусто-оптический кристалл. Прикладывая электрический сигнал к кристаллу, можно модулировать интенсивность луча (яркость).

Для гашения и управления интенсивностью используется отдельный AOM.

Для управления цветом может использоваться три AOM:  отдельно для красных, зеленых и синих лучей. Используя дополнительную оптику, лучи могут быть повторно объединены, чтобы сформировать один луч, чей цвет зависит от параметров настройки AOM-ов.

( Для более простого цветного управления используются более специализированные PCAOM-ы. Они требуют только один кристалл для модуляции луча бело света и не нуждаются ни в какой оптике рекомбинации.)

Первичное преимущество AOM-ов  - их скорость. Они могут управляться  достаточно быстро, чтобы  модулировать  интенсивност или цвет отдельных точек в пределах сканируемого изображения. Однако, это более сложно, чтобы связать с помощью интерфейса с медленнее реагирующими сканерами; при этом должна быть сделана корректировка синхронизации.

См. Также:

Гашение

Сканер гашения и цвета

PCAOM

К оглавлению >>>

Привод ( Actuator )

Устройство, которое позиционирует оптический элемент на лазерный луч или для медленно-действующего регулирования луча.

Некоторые примеры:

   Зеркала на оси направляют лучи на различные устройства в проекторе или по аудитории.

   Дихроические фильтры на приводах головок используются для смены цвета.

   Блокировка луча на приводе головки используется, чтобы создать шторку.

Приводы головок - типично медленно-действующая, сверхпрочная версия разомкнутого сканера, который учитывает переменные позиции. Могут также использоваться двухпозиционные устройства   соленоидального типа.

К оглавлению >>>

Бочкообразное искажение ( Barrel distortion )

Искажение, вызванное проектированием на выпуклую поверхность. Например, сетка, проектируемая на внешнюю сторону купола, имеет внешние линии выпуклые. Бочкообразное искажение с отдельной осью происходит при проектировании на внешнюю сторону цилиндра.

Искажение может быть устранено, используя оптические элементы, электронные устройства или программное обеспечение, чтобы устранить искажение изображения.

Противоположность бочкообразному искажению - подушкообразное искажение.

К оглавлению >>>

Расщепитель луча ( Beam splitter )

Устройство, которое пропускает часть лазерного луча и отражает другую часть. Обычно, расщепитель луча - стеклянная пластина с оптическим покрытием; тип покрытия определяет отношение между пропусканием и отражением.

Используя разделители луча, луч лазера разделен и послан на два или больше устройства одновременно.

К оглавлению >>>

Гашение ( Бланкинг ) ( Blanking )

Методика превращения лазерного луча включением и выключением с точным управлением (в противоположность прерыванию). Для просматриваемой графики  гашение позволяет разъединять секции в изображении, где луч скрыт.

Гашение может быть цифровое (вкл/выкл) или аналоговое (непрерывное управление интенсивностью). Те же самые методы, используемые для управления гашения, могут использоваться, чтобы управлять интенсивностью красных, зеленых и синих лучей, для цветного смешивания.

См. Также:

Акусто-оптический модулятор

Сканер гашения и цвета

К оглавлению >>>

Палитра цветов ( Color box )

Неофициальный термин для подсистемы проектора, использующей три дихроичные фильтры, которые передают голубой, сиреневый или желтый свет. Приводы головок перемещают фильтры на луч белого света. Это обеспечивает субстрактивную

( вычитающую ) цветную смесь, давая восемь возможных цветов (красный, зеленый, синий, желтый, сиреневый, голубой, белый и "черный")

Например, голубой фильтр (который пропускает зеленый и синий) плюс сиреневый фильтр (который пропускает красный и синий) дает синий луч (единственный цвет, который пропускают оба).

Система палитры цветов дает, как правило, цвета полного изображения, так как приводы головок - относительно медленные устройства. Она контрастирует со сканером цвета  или PCAOM-методами, которые могут окрашивать различные части изображения.

К оглавлению >>>

Прерывание ( Chopping )

Методика перерывания лазерного луча включеним и выключеним с регулярной скоростью (в противоположность гашению). Высокоскоростное прерывание дает эффект "пунктирной линии". Использующееся с непрерывно сканируемым изображением прерывание создает  светлые и затемненные участки, которые перемещаются при изменении скорости прерывания.

См. Также:

Модуляция цвета

К оглавлению >>>

Гальванометр ( Galvo, galvanometer )

Двигатель с ограниченным отклонением, чей крутящий момент непосредственно пропорциональный силе тока. Когда сила тока приложена, вал гальванометра поворачивается на определенный угол. Когда сила тока снята, вал возвращается в исходное положение. Примеры включают: амперметр в автомобиле или типа VU-метра в звуковом оборудовании.

Сканеры,  основанные на гальванометрах, типа модели General Scanning G-120 или модель Cambridge Technology 6800, часто используются в лазерных отображениях. Строго говоря, гальванометр - только моторное устройство, в то время как сканер включает гальванометр, крепление зеркала и само зеркало.

Имеются три типа гальванометров: перемещение железа (GS G-120), перемещение магнита (CT 6800) и перемещения катушки (не используемый в лазерных световых шоу).

См. Также:

 Сканер

К оглавлению >>>

Искажение типа "трапеция" ( Keystoning )

Искажение, вызванное проектированием под углом к экрану. Например, проектор, направленный под углом к экрану, производит широкое изображение в вершине и узкое изображение в основании. (Эта форма - подобна трапеции.) 

Устранение искажения - повторное установление проектора или использования оптических элементов, электронных устройств или программного обеспечения, чтобы предотвратить искажение изображения.

К оглавлению >>>

Маска ( Mask )

Устройство , которое используется для того, чтобызаслонить лазерный луч, т.е. чтобы блокировать нежелательные области. Маска обычно помещается в конечную апертуру выхода лазерного проектора.

Маски используются по эстетическим причинам, чтобы ограничить область проекции экраном  и как гарантия безопасности, что лазерные лучи не могли достигать зрителей в случае сбоя оборудования.

Маска также называется блокировкой луча.

К оглавлению >>>

Крепление зеркала ( Mirror mount )

Крошечная механическая металлическая часть сканера,  используемая для крепления лазерного зеркала на вал гальванометра. Обычно зеркало склеено с креплением; крепление имеет винт, чтобы закрепить его на валу.

Крепление может быть удалено, склеивая зеркало непосредственно на вал. Уменьшается вес, перемещаемый сканером, увеличивается при этом скорость. Но при этом более трудно сменить зеркало сканера, если оно поломалось.

К оглавлению >>>

PCAOM (многоцветный акусто-оптический модулятор) ( PCAOM (polychromatic acousto-optic modulator) )

Устройство, которое используется для смешивания цвета в луче белого света, получая в конечном счете желаемый цвет. PCAOM - сложный тип акусто-оптического модулятора. Он может управлять интенсивностью не одной, а нескольких длин волн одновременно, используя один кристалл.

Для управления используется специальная электроника драйвера. Чем большее количество каналов в драйвере, тем большее количество индивидуальных лазерных цветов, которыми можно управлять. Как правило, доступно от четырех до восьми каналов.

PCAOM прост в соединении с проектором по сравнению с другими методами выбора цвета, типа использования трех отдельных AOM-ов,чтобы управлять красными, зелеными и синими компонентами. Существенное преимущество PCAOM-ов состоит в том, что выходной цветной луч остается сходящимся; это устраняет дополнительную оптику, необходимую, чтобы повторно объединить отдельные цвета в один луч. PCAOM обеспечивает и гашение, и цветное управление в одном устройстве.

Преимущество, которое имеют PCAOM и AOM - скорость. Возможно достаточно быстро управлять интенсивностью или цветом отдельных точек в пределах просматриваемого изображения.

Примечание относительно использования: PCAOM и AOTF

Некоторые пользователи могут неправильно использовать термин "AOTF" (акусто-оптический перестраиваемый фильтр ), чтобы обратиться к PCAOM. Оба устройства изменяют цвет входного источника. Однако AOTF управляет только одной длиной волны одновременно; эта длина волны - перестраиваемая. PCAOM управляет многими длинами волны одновременно; эти длины волны установлены драйвером. Только PCAOM-ы подходят для цветного управления многими длинами волн лазерных лучей белого света.

Некоторые изготовители могут использовать сокращение "PCM". Однако, чтобы избежать путаницы с "pulse code modulation" ( т.е." импульсно-кодовая модуляция " ) - обычный метод передачи цифровых данных в аналоговой форме - ILDA рекомендует более описательный, наглядный и точный акроним "PCAOM".

К оглавлению >>>

Подушкообразное искажение ( Pincushioning )

Искажение, вызванное проектированием на вогнутую поверхность. Например, сетка, проектируемая на внутреннюю часть купола, имеет вовнутрь изогнутые линии. Искажение с одной осью происходит при проектировании на внутреннюю часть цилиндра.

Искажение может быть устранено, используя оптические элементы, электронные устройства или программное обеспечение, чтобы предотвратить искажение изображения.

Противоположность подушкообразному искажению - бочкообразное искажение.

К оглавлению >>>

RGB лазерный проектор ( RGB laser projector )

Лазерный проектор, чья цветная система может независимо управлять количеством красного, зеленого и синего света. Эти три компонента объединяются, чтобы получить выходной луч. Такая методика обеспечивает широкий диапазон цветов.

RGB проекторы могут использовать различные методы, включая сканер цвета, AOM-ы и PCAOM-ы.

Термин не должен использоваться для палитры цветов или других методов, которые обеспечивают только восемь основных цветов. RGB проектор подразумевает широкий диапазон цветов из-за способности изменять количество красного, зеленого и синего. Термин также подразумевает высокоскоростное цветное управление, так что различные части просматриваемого изображения могут иметь различные цвета.

К оглавлению >>>

Сканер ( Scanner )

Любое устройство, которое перемещает луч . Оно может включать многоугольные фасеточные сканеры,  акусто-оптические отражатели  и гальванометры с зеркалами.

В лазерном отображении  "сканер" обычно относится к гальванометру, который скорее поворачивает вал на определенный угол, нежели вращает вал непрерывно. Маленькое зеркало (приблизительно 5 x 8 мм) прикреплено к валу.

Чтобы рисовать лазерную, графику необходимы два сканера,. Сканеры размещаются так, что луч отражается  сначала от одного зеркала, затем от другого. Первое зеркало перемещает луч горизонтально, второе вертикально. Такое расположение означает, что  сканеры могут позиционировать луч в любое место в пределах квадратной области.

Вал гальванометра поворачивается  в ответ на электрический ток. Неоднократно следование луча по одному и тому же пути на высоких скоростях создает иллюзию отдельного постоянного изображения.

Из-за массы зеркала сканер ограничен в скорости, с которой он может двигаться, оставаясь при этом все еще точным. Используются сложные схемы усилителя сканера, чтобы получить максимальную производительность. Однако они имеют предел - очень грубо приблизительно 1000 точек в рисунке, прежде чем появляется нежелательное мерцание.

См. Также:

Векторная графика

К оглавлению >>>

Усилитель сканера ( Scanner amplifier )

Электронное устройство, которое принимает сигнал от компьютера или другого источника  и делает его совместимым со сканерами.

Усилители сканеров с "замкнутой петлей" используются со сканерами, имеющими датчики положения; усилитель управляет сканером  на основе сигнала обратной связи. Усилители сканеров с "незамкнутой петлей" используются со  сканерами, не имеющими датчиков положения.

Для сложной представительной графики, типа логотипов, требуются более дорогие системы со сканерами типа "замкнутая петля".

К оглавлению >>>

Сканер гашения и цвета ( Scanner blanking & color )

Метод гашения или окраски лазерных лучей с использованием сканеров. Установленный сканер использует зеркало или маленький рычаг на его валу для блокировки луча. Поскольку вал поворачивается, луч может быть отражен или блокирован, так и не достигнув сканеров.

Часто используется сложный путь луча, чтобы делать " оптический рычаг ", поскольку простые методы блокирования не есть достаточно быстрые или могут вызывать нежелательное движение луча.

Сканер гашения на отдельном луче обеспечивает управление интенсивности для этого цвета. Чтобы получить цветное изображение, могут использоваться три сканера на красных, зеленых и синих лучах. Лучи повторно объединяют, чтобы формировать один луч, чей цвет зависит от параметров настройки сканера.

Главное преимущество сканера гашения и цвета состоит в том, что его проще связать с помощью интерфейса со сканерами позиционирования  луча - все устройства реагируют с одной и той же самой скоростью. Однако, AOM-ы и PCAOM-ы могут  включать и выключать луч быстрее, чем сканеры. Они обеспечивают более широкий диапазон эффектов (типа меньших "пунктиров") и не требуют так много точек привязок, где просмотр должен делать паузу, чтобы ожидать полного гашения.

См. Также:

Сканер

К оглавлению >>>

Сдвиг ( фрагмента изображения ) ( Shear )

Искажение, где одна ось - под углом, в то время, как другая - перпендикулярна. Окончательное изображение наклонно. Например, горизонтальный сдвиг фрагмента изображения делает нормальный текст, напоминающий курсив.

Истинный сдвиг фрагмента изображения - результат неточной  установки X и Y сканеров перпендикулярно друг к другу. (Очевидный сдвиг фрагмента изображения, вызванный при проектировании под углом к поверхности, является действительно из-за искажения типа "трапеции".)

Для устранения сдвига делают повторную установку сканеров или используют оптические элементы, или электронные устройства, чтобы предотвратить искажение изображения.

К оглавлению >>>

Шторка ( Shutter )

Привод головок со свойством блокировать луч лазера. Обычно размещается между лазером и лазерным проектором.

Когда привод активизирован, шторка открывается, позволяя проходу луча. Такое соглашение гарантирует, что луч будет безопасно блокирован, если управление шторкой выйдет из строя.

См. Также:

Бланкинг

К оглавлению >>>

Бросок ( Throw )

Расстояние между лазерным проектором и поверхностью проектирования. Слишком короткий бросок означает, что сканеры не могут проектировать на полный экран. Слишком длинный бросок означает, что луч может отклоняться слишком далеко или что специальная графика эффекта типа люмиа может быть слишком тускла.

Вообще, лазерные проекторы дают эффективные броски длиннее, чем обычное проектирование, типа кинофильма или телевизионного проектора. В лазерном проекторе луч остается "в центре" во время его перемещения, в отличие от изображения с помощью обычных линзовых проекторов.

К оглавлению >>>

X-Y крепление ( X-Y mount )

Механическая деталь, которая удерживает сканеры в правильном положении относительно друг друга так, чтобы луч мог просматривать сначала горизонтальный (X) сканер, затем вертикальный (Y) сканер. Крепление также служит радиатором, чтобы отвести тепло от сканеров.

К оглавлению >>>

ЛАЗЕРНЫЕ ШОУ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Есть два основных использования лазерного отображения: лазерные шоу и специальные эффекты. В шоу лазер - первичная привлекательность. Как специальный эффект, лазер поддерживает первичную привлекательность.

Следующие термины широко используются в описании шоу и эффектов.

Абстракция ( Abstract )

Проектируемое лазером изображение, которое не является обычно предметно-изобразительным (в противоположность графике). Абстракция подразумевает использование синтезаторов или других технических средств, которые не позволяют позиционировать луч от точки к точке,  и, обычно, подразумевает использование сканеров, чтобы создать абстрактное изображение. Как правило, исключает люмиа, дифракционные решетки или другие несканерные методы.

К оглавлению >>>

Эффекты луча ( Beam effects )

Использование луча лазера как скульптурного элемента в пространстве (в противоположность отражению от экрана, чтобы создать графику). Луч может быть статический или динамический.

Если луч статический - то он обычно отраженный от набора раздельных зеркал, чтобы создать "скульптуру лучей " или " матрицу лучей ".

Если луч динамический - то он может быть "выстрелом" непосредственно в пространство (над зрителями) или может быть направлен к различным группам зеркал, чтобы создать последовательность лучей.

Обычная техника - сканирование луча через театральный дым; если сканируется линия, то Вы видите плоский угол лазерного света, если сканируется круг - видите конус.

Эти эффекты требуют лазеров большой мощности и часто требуют дыма, тусклого освещения и другого средства управления окружающей средой.

К оглавлению >>>

Последовательность лучей ( Beam sequence )

Эффект луча, где лучи направлены к различным зеркалам в быстрой последовательности. Он дает впечатление типа "Звездные войны" (Star Wars) от "стрельбы лучами" - появления лучей вокруг арены работы.

К оглавлению >>>

Модуляцияцвета ( Color modulation, color mod )

Быстрое изменение цвета лазерного луча. В лучевых эффектах модуляция цвета может использоваться на полной матрице лучей или в отдельных лучах. В графических эффектах цвет производит впечатление "погони" через изображение.

Классический эффект светового шоу - проектирование плотного спирального образца, затем использование модуляции цвета, чтобы создать смещение цветных зон, пульсирующих через изображение.

См. Также:

Прерывание

К оглавлению >>>

Конус ( Cone )

Эффект луча, где луч быстро сканирует, чтобы просмотреть пространство. Например, сканируя круг, получаем эффект, напоминающий конус света, исходящий от местоположения проектора. Могут быть сканированы и другие формы; например, квадрат производит пирамидоподобный  "конус"...

Часто используются театральный туман или дым, чтобы сделать просматриваемый свет более видимым.

См. Также:

Эффекты луча

К оглавлению >>>

Веер ( Fan )

Эффект луча, где луч быстро сканирует "от стороны в сторону", обычно через театральный дым. Если сканирование непрерывное,  зрители видят плоскость света. Если луч сканирует дискретные позиции, зрители видят ребристый веер света. Веер может вращаться и перемещаться, чтобы создавать движущийся эффект веера.

Часто используются театральный туман или дым, чтобы сделать просматриваемый свет более видимым.

 

См. Также:

Эффекты луча

К оглавлению >>>

Графика ( Graphics )

Проектируемые лазером знаки, обычно предметно-изобразительные (в противоположность абстракции) типа логотипов или рисунков. Графика подразумевает управление " точка за точкой" позицией луча, которое в свою очередь подразумевает компьютерное управление лазерным сканированием. Компьютер скорее может генерировать не предметно-изобразительные знаки, но они обычно классифицируются скорее как графика, чем абстракции.

К оглавлению >>>

Голограмма ( Hologram )

Светочувствительная пленка, которая фиксирует и воспроизводит интерференционные узоры световой волны. Один из большинства замечательных результатов - истинная трехмерная природа воспроизводимого голографического изображения.

Голографические изображения обычно не используются в лазерной технологии отображения. Они упомянуты здесь из-за частого неправильного представления, что лазерные шоу могут показывать "плавающие" 3D голографические проекции.

Хотя голографическое изображение может казаться  плавающим перед пластиной пленки, зритель должен всегда смотреть в или через голограмму. Углы просмотра обычно ограничены для одного или двух зрителей одновременно;  размер изображения - обычно один кубический метр или меньше. В настоящее время, нет никакой свободно перемещаемой голограммы  "Принцесса Леия " ("Princess Leia") типа Star Wars.

Обратите внимание: термин - голограмма (hologram) (" запись лазерных интерференционных узоров ") не (holograph) собственноручный (" документ, полностью написный от руки человеком, под чьим именем он появляется ").

К оглавлению >>>

Лазерщик ( Laserist )

Человек, который исполняет живое лазерное шоу, особенно в окружении планетария. Может также относиться к человеку, который разрабатывает  и хореографию  для записанного заранее шоу.

К оглавлению >>>

Лазерное световое шоу ( Laser light show )

Представление, где лазерный свет - первичная привлекательность (в противоположность лазерным специальным эффектам). Четыре основных элемента лазерного светового шоу: абстракции, графика, люмиа  и эффекты луча. Они могут присутствовать в различных комбинациях.

Лазерное шоу обычно выполняется с музыкой, часто с другими эффектами типа театрального освещения и пиротехники. Музыкальные шоу обычно разделяются на несколько модулей такой же продолжительностью,  как и музыка.

К оглавлению >>>

Специальные  лазерные эффекты ( Laser special effects )

Любое использование лазеров, где лазер - не первичная привлекательность (в противоположность лазерному световому шоу). Например, рок-группа может использовать сложные лазерные световые эффекты, сопоставимые автономным лазерным световым шоу. Однако, потому что сама группа - первичная привлекательность, лазеры рассматриваются, как поддержка специальных эффектов.

К оглавлению >>>

Лазериум ( Laserium ® )

Зарегистрированная торговая марка Laser Images Inc. для их лазерных световых шоу. Иногда используется неправильно как синоним для любого планетарий-основанного лазерного светового шоу.

К оглавлению >>>

Люмиа  (просвещенность) ( Lumia )

Марлеподобный лазерный эффект, произведенный, когда лазерный луч проходит через материал типа слегка колеблющегося стекла. Люмиа часто составляются из прекрасных параллельных линий ( светлых и темных) , и они показывают характерный спекл когерентного света. Имеются много различных эффектов люмиа, в зависимости от типа материала для искажения.

К оглавлению >>>

Модуль (лазерногошоу) ( Module (laser show) )

Часть лазерного светового шоу с такой же продолжительностью, как музыка (песня). Модуль - самая маленькая часть "музыка-плюс-лазеры", которая имеет собственный артистический смысл.

Типичное лазерное шоу планетария обычно полностью составляется с различных модулей.

К оглавлению >>>

Трехмерные (3D) лазерныеэффекты ( Three-dimensional (3D) laser effects )

В лазерных эффектах термин "3D" может относиться к эффектам луча или методу размножения изображения. (В лазерной графике "3D" обычно относится или к базе данных графики 3D, или к стереоскопическим системам проектирования.)

Лазерные эффекты луча - неотъемлемо "3D", заполняя пространство со статическими или динамическими лучами. Однако, они не могут создавать заполненные объекты. Научно-фантастические фильмы популяризировали неправильное представление о том, что лазеры могут проектировать большие автономные 3D-изображения. В настоящее время нет никакой методики, которая может делать это, кроме изображения,  включенного в маленький объем.

Есть одно интересное воспроизведение при проектировании лазерной графики через частично прозрачные экраны; ряд этих экранов может давать эффект плавающего воздушного пространства. Это - не истинное "3D", поскольку все изображение идентично, просто увеличенное в размере с увеличением расстояния проектирования.

См. Также:

Трехмерная лазерная графика

Голограмма

К оглавлению >>>

 

КОМПЬЮТЕРНАЯ  ГРАФИКА ДЛЯ  ЛАЗЕРНЫХ ШОУ

В традиционной компьютерной графике отсутствуют соглашения по основным условиям и концепциям. Чтобы помочь избежать этого в лазерной компьютерной графической области, ILDA предлагает следующие термины.

Точки привязки ( Anchor points )

Дополнительные точки, помещенные, чтобы замедлить перемещение лазерного луча. Точки привязки обычно добавляются в углах и в сложных кривых, помогают сканерам точно следовать по желаемому пути.

См. Также:

Скоростные точки

К оглавлению >>>

Анимация ( Animation )

Последовательность фреймов, где каждый фрейм слегка различен от предыдущего, дающая иллюзию движения. "Анимация" относится к законченной группе, включающей ключевые и промежуточные фреймы.

Она может быть предкомпьютерная, типа от руки нарисованной традиционной мультипликации. Она также может быть вычислена в реальном масштабе времени; например, отдельный фрейм эмблемы может увеличиваться в размере и вращаться, чтобы произвести анимацию.

См. Также:

Ключевые фреймы

Промежуточные фреймы

К оглавлению >>>

Мультипликация ( лазерная ) ( Artware )

Фреймы и мультипликации, используемые в создании лазерных модулей и шоу.Мультипликация может быть создана конечным пользователем, но термин обычно подразумевает проданный "клипарт" или торговлю третьим лицом. Этот термин предпочтен "clip art" ("клипарт").

См. Также:

Showware

К оглавлению >>>

Забланкованные точки ( Blanked points )

Те точки в управляемом компьютером графическом символе, которые выключены устройством гашения так, что их невозможно увидеть.

К оглавлению >>>

Ячейка ( Cel or cell )

См. Фрейм

К оглавлению >>>

Координаты ( Coordinates )

Размещение точки в декартовой системе координат; используемое в лазерном программном обеспечении машинной графики. Например, точка с координатами (5,10) расположена пять единиц направо и десять единиц выше от начала координат (0,0).

См. Также:

Точка

К оглавлению >>>

Глубина восприятия ( Depth cueing )

Эффект в 3D графике, где линии, появляющиеся позади зрителя, невидимы. Этот эффект помогает расширить иллюзию "3D" для каркасных изображений, которые используются с лазерами.

К оглавлению >>>

Стирание ( Erase )

Специальный эффект, используемый в управляемой компьютером лазерной графике. Рисунок исчезает "точка за точкой", как будто стирается. Противоположный эффект называется вырисовыванием.

К оглавлению >>>

Фрейм ( Frame )

Последовательность точек, формирующая отдельный, фиксированный рисунок или эскиз. Он подобен фрейму кинофильма. Иногда замечены альтернативные названия "ячейка" ("cel" или "cell").

К оглавлению >>>

Ключевые фреймы ( Key frames )

Фреймы, содержащие начальные и конечные действия в анимационной сцене. В промежуточном звене показываются промежуточные фреймы. В компьютерной анимации ключевые фреймы рисуются вручну, а промежуточные - вычисляет компьютер. В ручной анимации ключевые фреймы рисует основной аниматор, в то время как промежуточные фреймы может рисовать помощник.

К оглавлению >>>

Модуль (компьютерная графика) ( Module (computer graphics) )

1) В лазерных световых шоу модуль - часть шоу такой же продолжительности, как песня (музыка). Это - самая маленькая часть "музыка-плюс-лазеры", которая имеет собственный артистический смысл. Традиционное планетарий-основанное лазерное шоу обычно составляется полностью с различных модулей.

2) В лазерной компьютерной графике модуль - законченный набор фреймов, мультипликаций и сцен, которые могут быть воспроизведены пользователем или оператором. Лазерное шоу может быть отдельным модулем, но часто - это несколько модулей, которые размещаются в последовательности.

Термины "сцена" и "модуль" выражают близкие понятия: группа связанных фреймов и мультипликаций. Они отличаются тем, что в сцене больше артистических идей , в то время как в модуле больше технических идей.

К оглавлению >>>

Точка ( Point )

Самый маленький объект, который может управляться лазерным программным обеспечением машинной графики. Обычно включает  X (горизонтальную) и Y (вертикальную) координаты, и видимость (вкл. или выкл.), и/или цвет. Может также включать Z (глубину) координату, размер, форму и другие атрибуты.

Графическая работа под управлением от вычислительной машины состоит в быстром перемещении лазерного луча от одной точки к другой. Программное обеспечение показывает последовательность точек, чтобы формировать рисунок из  "соединения точек".

См. Также:

Координаты

Номер точки

К оглавлению >>>

Номер точки ( Point number )

Порядковый номер отдельной точки. Например, " номер 1-й точки"  обращается к первому набору координат в списке координат точек вывода.

См. Также:

Точка

К оглавлению >>>

Предкомпьютерная анимация ( Precomputed animation )

В компьютерной графической системе последовательность фреймов, которые были нарисованы от руки или вычисленные за больший промежуток времени, чем необходимо для того, чтобы воспроизвести анимацию.

Как последствие, каждый фрейм сохранен в компьютерной памяти, жестком диске или подобном устройстве. Воспроизведение выполняется  выбором каждого фрейма по очереди.

Предкомпьютерная анимация - противоположность анимации в реальном масштабе времени.

К оглавлению >>>

Растровая графика ( Raster graphics )

Изображения, созданные постоянным сканированием от стороны в сторону и сверху- вниз. Примеры включают компьютерные принтеры и телевидение.

Большинство лазерных проекторов не использует растровую графику. Это потому, что растровая графика распределяет мощность луча по всему экрану, делая луч, видимый только в некоторых областях (как в телевидении). Только немногие лазерные растровые проекторы используют лазеры большой мощности, чтобы преодолеть эту проблему.

Преимущество лазерных растровых проекторов состоит в том, что они больше всего подходят, чтобы проектировать видео, делая их мощными телевизионными проекторами.

Не-видео лазерные растровые проекторы используются, чтобы проектировать перемещающиеся слова, подобно вывескетипа "бегущая строка".

Растровая графика противопоставлена  векторной графике.

К оглавлению >>>

Анимация в реальном масштабе времени ( Realtime animation )

В компьютерной графической системе последовательность фреймов, которая вырабатывается от исходного фрейма в "реальном времени". Манипуляции или вычисления для следующего фрейма должны быть закончены быстрее, чем отрисован текущий фрейм.

Как последствие, исходный фрейм плюс команды манипуляции могут быть сохранены в компьютерной памяти, жестком диске или подобном устройстве. Воспроизведение делается  в течение представления, выбирая исходный фрейм и применяя манипуляции.

Она - противоположность предкомпьютерной анимации.

К оглавлению >>>

Обратный ход ( Retrace )

Лазерная графика состоит из ряда соединенных точек  Когда все точки отрисованы, лазер должен возвратиться к первой точке, т. е.  проделать " обратный ход". Линия от последней точки к первой и есть линия обратного хода.

Обычно, линии обратного хода нежелательны. Они могут быть устранены,  рисуя графический символ так , чтобы первая и последняя точки перекрывались

( накладывались )  или,  используя устройство гашения, чтобы блокировать лазерный луч в течение обратного хода.

К оглавлению >>>

Сцена ( Scene )

Последовательность фреймов и анимации, которые являются лирически, тематически или временно связанные друг с другом.

К лирическим относим сцены, которые могли бы иллюстрировать стих или хор песни. К тематическим относим сцены, которые могли бы иллюстрировать концепции типа любви, или события типа " мальчик встечается с  девочкой ". Временно связанная сцена - та, о чем мы думаем как о сцене кинофильма: изображение событий, имеющих место в отдельном местоположении в течение краткого периода времени.

К оглавлению >>>

Шоупликация ( шоу-программы ) ( Showware )

Все или только некоторая часть пользователей создавали модули или шоу  типа сценариев, программы с использованием компьютерных графических команд или записывали на аудио пленку сигналы управления. Шоу-программы могут быть созданы конечным пользователем, но термин обычно подразумевает продажу или торговлю третьим лицом.

См. Также:

Мультипликация (лазерная)

К оглавлению >>>

Трехмерная (3D) лазерная графика ( Three-dimensional (3D) laser graphics )

В компьютерной лазерной графике термин обычно относится или к базе данных 3D -графики  или стереоскопической системе проектирования. Могут также использоваться  объемные 3D-методы.

1) База данных 3D-графики. Термин относится к системе сохранения высоты, ширины и информации о глубине объекта. Компьютерная 3D графическая система может тогда отображать 2D-проекции  3D-объекта, нарисованные под любым углом. В результате проекция, кажется,  имеет глубину из-за перспективы, особенно, если она вращается или перемещается.

2) Стереоскопическая 3D система. Термин относится к  методу представления с двумя одновременными изображениями, слегка различными для каждого глаза зрителя. Мозг интерпретирует паралакс ( отклонения ) вида, как будто мы смотрим на 3D объект или сцену. (Другие не-стереоскопические виды, типа рисунка перспективы или вращения базы данных 3D объект, могут одновременно использоваться, чтобы расширить эффект.) Обычно используются специальные стёкла, чтобы гарантировать, что каждый глаз увидит уникальный вид.

3) Объемные 3D методы. Термин относится к методам, которые представляют изображение 3D внутри объема. Это - истинное 3D,  которое не требует никаких стёкол, а изображение действительно занимает объем в пространстве. Общая методика использует вращающийся экран, синхронизированный с лазерным выводом. Обычно объем 3D маленький, так что объемные лазерные отображения в настоящее время используются только в исследовании и в технических приложениях.

См. Также:

Трехмерные лазерные эффекты

К оглавлению >>>

Промежуточные фреймы ( Tweens )

Отдельные фреймы, которые являются частью анимации. Законченный набор промежуточных фреймов плюс ключевые фреймы - это есть анимация.

См. Также:

Анимация

Ключевые фреймы

К оглавлению >>>

Векторная графика ( Vector graphics )

Изображения, созданные  перемещением от точки до точки  - примеры включают писание от руки и компьютерные графопостроители. В большинстве случаев лазерная графика - векторная графика.

Чтобы выводить лазерный графический символ, компьютер сначала используется, чтобы нарисовать ряд соединенных точек. Они затем будут преобразованы в электрические сигналы и посланы сканерам. На проекциионном экране перемещающийся на высоких скоростях луч от точки к точке сглаживает эти точки. Он создает иллюзию статического, не перемещающегося, изображения.

Есть одно ограничение - число точек, которые могут быть прорисованы  прежде, чем изображение начинает мерцать. С гальванометрами практический предел - грубо 1000 точек.

Векторная графика противопоставлена растровой графике.

К оглавлению >>>

Скоростные точки ( Velocity points )

Дополнительные точки  помещенные, чтобы сохранить постоянную скорость просмотра лазерного луча при больших перемещениях.

В то время, как точки привязки  и скоростные точки выражают подобные концепции, имеются важные различия. Точки привязки обычно повторяются видимыми точками, помещенные, чтобы "закрепить" лазерный луч в острых поворотах. Скоростные точки обычно широко располагаются как забланкированные точки, предотвращают большие, безудержные переходы.

См. Также:

Точки привязки

К оглавлению >>>

Вырисовывание ( Write out )

Специальный эффект, используемый в компьютерной лазерной графике. Лазер, кажется,  "выписывает" рисунок  типа подписи.

Противоположный эффект называется стиранием.

К оглавлению >>>

X ось ( X axis )

Относится к горизонтальному движению лазерного луча " влево и вправо ". В формате ILDA ( Image Data Transfer format ) отрицательные значения - налево, положительные значения - направо.

См. Также:

Координаты

К оглавлению >>>

Y ось ( Y axis )

Относится к вертикальному движению лазерного луча " вверх и вниз ". В формате ILDA ( Image Data Transfer format ) отрицательные значения - вниз, положительные значения - вверх.

           

См. Также:

Координаты

К оглавлению >>>

Z ось ( Z axis )

Относится  к движению плоскости рассмотрения вперед или назад. ( Используется прежде всего с программным обеспечением лазерной графики, которое использует трехмерную базу данных.) В ILDA формате ( Image Data Transfer format ) отрицательные значения к тылу (  от рассматривающего), положительные значения - к передней стороне.

См. Также:

Координаты

К оглавлению >>>

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Лазеры могут быть описаны в объективных и субъективных терминах. Объективно мы измеряем длины волн, мощность и светимость. Субъективно мы чувствуем цвет, интенсивность и яркость.

Следующие научно-технические термины часто используются, чтобы описать лазеры и лазерный свет.

 

Светимость ( Brightness )

Объективная мера того, как мощный свет распределен по определенной области.

( Конкретно,  ватты на единицу площади и на единицу телесного угла).

Два лазера могут быть равны по мощности , но  тот, что с меньшим расхождением,  дает более высокую светимость, так как свет сконцентрирован в меньшей области.

См. Также:

Яркость

К оглавлению >>>

Когерентность ( Coherence )

Лазер излучает когерентный свет: обычные источники освещения  излучают некогерентный свет. Когерентные световые волны  распространяются в одном направлении (пространственная когерентность) одной и той же частоты и фазе (временная когерентность).

Лазер дает очень узкий луч и интенсивный, чистый свет, который характеризует его. Когерентность также производит мерцающий лазерный спектр и паутино-подобные эффекты люмиа.

К оглавлению >>>

Цвет ( Color )

Субъективное восприятие световых длин волны.

Одна из привлекательностей лазеров - интенсивные, чистые цвета, которые они излучают. Это потому, что они излучают определенные, узкие длины волны света, который мы видим как насыщенные цвета. С научной точки зрения, цвет - воспринимаемая длина волны света.

Различные лазеры излучают различные длины волны или линии, в зависимости от типа лазерных носителей. Большинство лазеров для световых шоу  используют газ как лазерный носитель. Только вполне определенные линии испускаются газовыми лазерами с достаточной мощностью  и могут быть полезными на световых шоу. Эти цвета могут быть фильтрованы или иначе изменены, чтобы произвести промежуточные цвета.

Это означает, что только относительно малое число естественно появляющихся лазерных линий доступны. Чтобы получить более широкий диапазон цветов, разные линии смешиваются вместе, используя различные методы. Обычно, красные, зеленые и синие линии индивидуально управляются, а затем  объединяются в один луч, который теоретически может быть любого желаемого цвета.

См. Также:

Линия

Длина волны

К оглавлению >>>

Расходимость ( Divergence )

Объективная мера распространения лазерного луча,  когда он оставляет лазерную головку.

Высокая расходимость является нежелательной , так как производит большие размеры пятна. Расходимость может быть проблемой, когда длинный бросок. В этом случае обычно используется дополнительная оптика, чтобы минимизировать расходимость.

К оглавлению >>>

Мерцание ( изображения ) ( Flicker )

Перцепционный ( относящийся к восприятию) эффект лазерной графики - когда лазер не может завершать свой путь прежде, чем инерция глаза увидит постепенное изменение изображения. Эффект,когда изображение мерцает или пульсация, обычно нежелательный.

Решения включают:  полное затемнение помещения, изменение (увеличение) мощности лазера, ускорение скорости вывода изображения или сокращения сложности графического символа, прослеживаемого лазером.

Связанный эффект происходит при рассмотрении видеосъемки лазерной графики. Скорость сканирования лазера часто не совпадает со скоростью передачи кадров видеокамеры. Изображение видео, кажется,  мерцает. Видеосъемка лазерной графики, вообще говоря, показывает намного большее мерцание, чем первоначальная живая лазерная графика.

К оглавлению >>>

Линия ( Line )

Краткое название для "спектральная линия", когда речь идет о специфической длине волны света в видимом спектре.

См. Также:

Длина волны

К оглавлению >>>

Яркость ( Luminance )

Субъективная мера того, как светимость воспринята глазом. Она зависит не только от светимости, но и  от длины волны.

Два лазера могут быть равны в светимости; но зеленый луч имеет более высокую яркость, чем красный, так как глаз более чувствителен к зеленому свету.

К оглавлению >>>

Милливатт ( Milliwatt )

Одна тысяча милливатт равняется одному ватту. Мощность луча маленьких лазеров измеряется в милливатах.

Например, 50 милливаттный лазер - имеет двадцатую часть ватта;  500 милливаттный лазер - половина ватта ...

См. Также:

Ватт

К оглавлению >>>

Спекл ( пятнышко ) ( Speckle )

Эффект, вызванный когерентностью лазерного света. Лазерный спекл напоминает плотный образец темных и светлых областей, который мерцает, поскольку мы перемещаем голову, когда  рассматриваем  его.

Чем более рассеян лазерный свет на поверхности, тем более видимый спекл. Например, проще видеть спекл при рассмотрении люмиа, чем при рассмотрении графики.

Только свет лазера показывает эту сверхъестественную, красивую переливчатость.

( Спеклы - мелкая пятнистая структура, создаваемая диффузно отражающей поверхностью в окружающем пространстве при освещении ее когерентным светом. Спеклы возникают вследствие интерференции света, рассеиваемого отдельными точками поверхности. - прим. перевод.)

К оглавлению >>>

Ватт ( Watt )

Объективная мера мощности; для лазеров обычно относится к оптической мощности вывода или силе лазерного луча. Мощные  лазеры для световых шоу  имеют мощность в  диапазоне от  1 до  20 ватт.

Ватты также используются в более обычном смысле для измерения электрической мощности, используемой лазером. Например, 10-и ватный (оптически) аргоновый лазер потребляет около 10.000 Вт электрической мощности.

К оглавлению >>>

Длина волны ( Wavelength )

Расстояние между двумя соседними гребнями волны. В лазерах длина волны важна, потому что она определяет воспринимаемый цвет света.

Видимый свет имеет длины волн, простирающиеся приблизительно от 700 нм (красный) через оранжевый (~600 нм), желтый (~580 нм), зеленый (~550 нм), синий (~450 нм) к фиолетовому (~400нм).

Большинство газовых лазеров, используемых в лазерном отображении, излучает несколько длин волн, или спектральных линий одновременно. Линии имеют различную интенсивность. Обычно только некоторые линии имеют существенную яркость.

Например, аргоновый лазер может излучать семь или более линий. Основные линии имеют длины волны 514.5 нм (зеленый) и 488.0 нм (синий); они составляют приблизительно две трети полной световой мощности лазера.

Термины "длина волны", "линия" и "цвет" часто слышат при обсуждении лазерных световых цветов. Хотя имеются важные технические различия между этими терминами,  обычно они часто используются взаимозаменяемо.

См. Также:

Цвет

К оглавлению >>>

БЕЗОПАСНОСТЬ

Первичная опасность лазерных шоу  - повреждение глаза. Лазеры большой мощности также могут обжигать и являются источником пожароопасности. Однако, никакой лазер для светового шоу не может делать научно-фантастические повреждения или разрушения.

И оборудование, и место показа должны быть сделаны безопасными так, чтобы лучи не могли выходить на аудиторию. Обычно, правительственные регулирующие агентства должны быть уведомлены в письменной форме прежде, чем лазеры будут использоваться. К настоящему времени инструкции работали хорошо. Не имелось никаких сообщенний об повреждениях в Соединенных Штатах от лазеров световых шоу, так как Американские федеральные инструкции вступили в силу в 1976.

Все члены ILDA, активные в Американских лазерных отображениях, требуют, чтобы иметь CDRH разрешение и доказательство страхования гражданской ответственности по крайней мере в $1,000,000.

БМЛУ ( Канада ) ( BMRD )

Бюро медицинских и лучевых устройств, отдел "Здоровья и Благосостояния"  Канады является агентством федерального правительства, которое имеет юрисдикцию по лазерным отображениям в Канаде.

Некоторые провинции также имеют свои собственные инструкции и регулирующие агентства. Окончательный список их доступен от BMRD.

К оглавлению >>>

ЦПРЗ ( США ) ( CDRH )

Центр приборов и радиологического здоровья администрации Продовольствия и Препаратов Министерства здравоохранения и человеческих услуг является основным федеральным регулирующим агентством, охватывающим американские лазерные отображения.

Некоторые государства имеют свои собственные инструкции и регулирующие агентства. Окончательный список доступен от CDRH.

К оглавлению >>>

Излучение ( Radiation )

CDRH США в настоящее время требует более высокой мощности лазеров, чтобы устанавливать метку " Предупреждение: радиация лазера".

Слово "радиация" относится просто к свету лазера. Это - не высокая энергия, ионизирующая "атомную" радиацию, которая является более обычным использованием этого слова.

CDRH рассматривает изменение формулировки для лучшего соответствия:

" Предупреждение: Лазерный свет. "

К оглавлению >>>

Разрешение ( на отклонение от инструкций ) ( Variance )

Любое американское лазерное отображение, рассматриваемое зрителями, должно следовать за CDRH инструкциями. Инструкции охватывают  и лазерное оборудование, и место работы. Разрешение на отклонение  от инструкций дается на разовом основании в документе, называемом "Разрешение".

Только очень маленькие лазеры (5 мВт или меньше) могут использоваться в отображениях без разрешения. Из-за более высокой мощности, необходимой в лазерных шоу, разрешение почти всегда необходимо.

Все члены ILDA, показывающие лазерные шоу в Соединенных Штатах, должны придерживаться текущего CDRH - разрешения. Членам ILDA вне США необходимо следовать за инструкциями в местоположении, в котором они обеспечивают лазерные отображения.

К оглавлению >>>

ILDA

Интернациональная  лазерная дисплейная ассоциация  (  International Laser Display Association - ILDA) - всемирная самая большая группа компаний и личностей, занятых в лазерных приложениях отображения.

ILDA ежегодно проводит съезд, который отводит важнейшее место симпозиуму новейшей техники и вознаграждениям ILDA. Публикации ILDA включают журнал "Лазерщик" ("Laserist"), печатную версию этого глоссария, технические стандарты, Web- сайт и каталог членов ILDA.

Категории членства включают:

   Общий (компании, работающие с лазерным отображением)

   Филиал (продавцы для компаний, работающих с лазерным отображением)

   Некоммерческий (например, планетарии и центры науки)

   Индивидуум

   Студент

Для получения дополнительной информации о программах, публикациях и членстве входят в контакт:

   International Laser Display Association

   4301 32nd Street West

   Bradenton, Florida 34205

   (941) 758-6881, fax 758-1605

    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    www.ilda.wa.org

К оглавлению >>>

 

Лазерные системы Панголин ( Pangolin LaserSystems )

Панголин разрабатывает программное обеспечение  и дополнительные устройства, используемые для создания лазерных световых шоу  более чем  500 клиентами во всем мире. Программное обеспечение включает программу профессионального уровня Lasershow Designer для Microsoft Windows. Для получения дополнительной информации см. Web-сайт : www.Pangolin.com.

Pangolin Laser Systems

771 S. Kirkman Road, Suite 113

Orlando, FL 32811

(407) 299-2088, fax 299-6066

 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 www.pangolin.com

К оглавлению >>>

Lasershow Designer для Windows (  Lasershow Designer for Windows )

Окна Control и Drawing программы Lasershow Designer фирмы Pangolin для операционной системы Windows имеют вид:

Lasershow-designer

 

pangolin-designer

К оглавлению >>>